Утверждено генеральным директором Медицинского центра “Эмили”
“29” августа 2018 года
Обсуждено и принято на Заседании Педагогического Совета №1
Протокол от 28.08.2018 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ НАСТАВНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА “ЭМИЛИ”
- Общие положения
- Настоящее Положение о Совете наставников Медицинского центра «Эмили» представляет собой регламентацию работы консультативно-исполнительного органа по адаптации молодых преподавателей, осуществлению наставничества за молодыми преподавателями, созданию базы формирования кадрового потенциала для учебного заведения.
- Совет наставников в своей деятельности руководствуется Конституцией РК, Нормативно-правовыми актами в сфере образования и здравоохранения, Уставом Медицинского центра «Эмили» и настоящим Положением.
- В Совет наставников входит работающий преподавательский состав, имеющий значительный научно-педагогический стаж, опыт работы в системе технического и профессионального образования.
- В Положении используются следующие основные понятия:
1) молодые преподаватели – лица, впервые принятые на преподавательскую деятельность в Медицинский центр «Эмили»;
2) адаптация молодых преподавателей – процесс овладения молодым преподавателями профессиональными навыками, приобщение к организационной (корпоративной) культуре, формирование приверженности работе в медицинском образовании;
3) наставник – преподаватель учебной организации, имеющий значительный научно-педагогический стаж, опыт работы в системе технического и профессионального образования, закрепляемый за молодым преподавателем, оказывающий ему практическую помощь в профессиональной подготовке и развитии;
4) наставничество – целенаправленная деятельность наставников по оказанию молодым преподавателям индивидуальной помощи в овладении профессиональными умениями и навыками, способствующими их успешной адаптации;
5) организационная (корпоративная) культура – совокупность установленных норм и правил поведения, подходов к работе, способов общения сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей.
- Основные задачи Совета наставников
Основными задачами и функциями Совета наставников Медицинского центра «Эмили» являются:
– участие в определении стратегии развития учебной организации, путей, методов и средств ее реализации;
– передача знаний, опыта, углубления мотивации, привитие любви к своей профессии начинающему специалисту;
– оказание содействия руководству, цикловым методическим комиссиям учебного заведения, в подготовке и переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров;
– содействие консолидации усилий преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, администрации учебной организации, студенческих организаций, общественных структур в повышении качества подготовки специалистов;
– осуществление практической помощи в ведении учебно-методической, научно-исследовательской, индивидуально-воспитательной деятельности молодых преподавателей;
– наставник назначается методическим советом медицинского колледжа и утверждается приказом генерального директора.
III. Права и обязанности наставника
- Необходимые качества наставника:
– имеет соответствующие навыки, добродетели, достижения, умеет создать атмосферу доверия;
– имеет желание поделиться своими знаниями, материалами, навыками и опытом со своим подопечным, любит свою специальность и является ее энтузиастом;
– устанавливает для себя высокие стандарты продолжает совершенствоваться в своей сфере, обладает высокой познавательной потребностью;
– пользуется уважением коллег;
– обладает организаторскими и коммуникативными способностями;
– имеет опыт профессиональной деятельности;
– имеет высшую и первую квалификационную категории.
- Обязанности Наставника:
– разрабатывает план эффективного наставничества и обеспечивает его реализацию;
– анализирует работу подопечных, оценивает их потенциальные возможности;
– обеспечивает методическую помощь начинающим преподавателям по подготовке к занятиям с опережением на 2-3 занятия;
– оказывает помощь в подборе дидактического материала, наглядных пособий, тексты заданий, виды контроля знаний;
– обеспечивает помощь в оформлении, заполнении документации, подборе литературы для самообразования;
– осуществляет ежедневные беседы по итогам дня, недели и выявляет проблемы наставляемого;
– осуществляет посещение занятий начинающего преподавателя 2 раза в месяц, совместно их анализируют;
– внедряет в практику новые организационные формы в наставническом движении (ролевые игры, конкурсы) с учетом современных требований;
– совершенствует свои профессиональные знания, умения;
– оказывает помощь в подготовке к аттестации, дает экспертное заключение в аттестационную комиссию;
– информирует администрацию колледжа о ходе стажировки начинающего преподавателя;
– осуществляет отчет по наставничеству по требованию;
– обеспечивает здоровые динамичные наставнические отношения.
- Наставник имеет право:
– на совершенствование в профессии;
– на помощь и поддержку от администрации и коллег;
– на обмен опытом в наставническом движении;
– на отказ от наставничества при несовместимости с подопечным;
– на поощрения за общественную нагрузку.
- V. Порядок адаптации молодых преподавателей
- Адаптация молодых преподавателей включает в себя следующие этапы:
1) закрепление наставника и разработка индивидуальной программы адаптации молодого преподавателя;
2) вступление в должность и реализация индивидуальной программы адаптации молодого преподавателя;
3) определение уровня профессиональной подготовки, эффективности работы молодого преподавателя и его способности выполнять функциональные обязанности. - Закрепление наставника предусматривается в протоколе заседания Совета наставников.
3 . Наставником, закрепленным за молодым преподавателем, в течение пяти рабочих дней разрабатывается индивидуальная программа адаптации молодого преподавателя.
4. Индивидуальная программа адаптации молодого преподавателя разрабатывается на один год и включает в себя мероприятия по:
1) овладению профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач;
2) изучению нормативно-правовых актов в сфере образования и здравоохранения с учетом профиля преподаваемой дисциплины;
3) воспитанию чувства долга и ответственности за порученный участок работы, формирование высоконравственных качеств;
4) соблюдению корпоративной и трудовой дисциплины;
5. Молодой преподаватель в период адаптации:
1) изучает требования законодательства, организационно-распорядительных документов, определяющих права и обязанности занимаемой должности, основы профессиональной подготовки преподавателей;
2) качественно и своевременно выполняет индивидуальную программу адаптации;
3) непосредственно перед первичной аттестацией составляет отчет о проделанной работе, а также составляет отчет по итогам года, в течение которого в отношении его осуществлялось наставничество;
4) постоянно работает над собственным профессиональным и личностным развитием, принимает советы наставника;
5) приобщается к организационной (корпоративной) культуре, принимает участие в общественной жизни коллектива.
- Определение уровня профессиональной подготовки, эффективности работы, правовой культуры молодого преподавателя и его способности выполнять функциональные обязанности осуществляются непосредственным руководителем и наставником.
Результаты определения профессиональной пригодности молодого преподавателя к работе в сфере технического и профессионального образования выносятся на рассмотрение Совета наставников, действующего в организации образования.
- VI. Порядок осуществления наставничества
- Наставничество осуществляется наиболее опытными преподавателями с первой и высшей педагогической категорией.
- Количество молодых преподавателей, в отношении которых осуществляется наставничество, не превышает трех человек одновременно.
Замена наставника оформляется протоколом заседания Совета наставников. - При осуществлении наставничества наставник:
1) разрабатывает индивидуальную программу адаптации молодого преподавателя и контролирует исполнение им индивидуальной программы адаптации;
2) оказывает молодому преподавателю помощь в ускоренном развитии профессиональных навыков и профессионального мастерства;
3) развивает способность молодого преподавателя к преодолению трудностей, самостоятельному и качественному выполнению в любых условиях возложенных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью;
4) формирует систему ценностей, социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, добросовестность, дисциплинированность, сознательное отношение к выполнению обязанностей, стремление к постоянному достижению высоких результатов в работе;
5) воспитывает у молодого преподавателя интерес к преподавательской деятельности;
6) приобщает молодого преподавателя к организационной (корпоративной) культуре, к участию в общественной жизни коллектива;
7) изучает личные и деловые качества молодого преподавателя, его отношение к работе, умение общения с коллегами и студентами, соблюдение норм служебной этики, служебной и трудовой дисциплины;
8) участвует в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью молодого преподавателя, в том числе связанных с применением к нему мер поощрения и дисциплинарного воздействия;
9) отчитывается на Совете наставников о проводимой работе по наставничеству;
10) по завершению срока наставничества определяет уровень профессиональной подготовки, эффективности работы, профессиональной культуры молодого преподавателя и его способности выполнять функциональные обязанности.
- Наставник личным примером способствует развитию положительных качеств молодого преподавателя, содействует формированию его профессионального кругозора, положительных моральных качеств.
- Итоги работы по наставничеству подводятся на заседании Совета наставников.
- Исполнение обязанностей по наставничеству учитывается при оценке деятельности сотрудника, премировании, поощрении, карьерном росте и профессиональном обучении.
- Состав Совета наставников является нечетным и состоит не менее чем из пяти человек.
- На первом заседании Совета наставников, проводимом в течение месяца после создания Совета наставников, решаются вопросы о распределении обязанностей между членами Совета наставников.
- Заседание Совета наставников проводится и его решение считается правомочным при присутствии на заседании не менее 2/3 его состава. Решение Совета наставников принимается простым большинством голосов. В случае разделения голосов поровну считается принятым решение, за которое голосовал председатель Совета наставников.
- На заседаниях Совета наставников:
1) изучают, обобщают и распространяют положительный опыт наставничества, вносит руководителю предложения по его совершенствованию;
3) оказывают методическую и практическую помощь наставникам;
6) заслушивает на отчеты наставников и молодых сотрудников о проделанной работе;
7) инициирует ходатайства перед руководителем о поощрении наиболее добросовестных наставников и молодых сотрудников;
8) принимают решение об участие в лице своего представителя с согласия председателя аттестационной комиссии в работе аттестационной комиссии при первичной аттестации молодого преподавателя;
9) принимают решение о ходатайстве перед руководителем о продлении срока наставничества, а также о замене наставника;
10) заслушивают молодых преподавателей и наставников, недобросовестно относящихся к исполнению своих обязанностей, с выработкой ходатайств перед руководителем о наказании указанных лиц.