Содержание факультативных занятий

Учебная программа «Введение в биостатистику»

ХХI век – век доказательной медицины. Это означает, что все большую роль в медицине играют методы точных наук, в первую очередь статистики. Современная концепция научно обоснованной медицины немыслима без биометрических исследований. Математико-статистическое описание данных медицинских исследований и оценка значимости различия производных величин, характеризирующих эффективность профилактических, диагностических и лечебных мероприятий и процедур являются одним из основополагающих разделов доказательной медицины.

При изучении биологических совокупностей, являющихся типично статистическими, так же оказалось целесообразным применять методы математической статистики, которую в приложении к биологии стали называть биологической статистикой.

 

Цель дисциплины:

обучение теоретическим основам биостатистики и   формирование навыков применения методов статистической обработки.

 

Задачи дисциплины:

  • формирование основы знаний о современных статистических методах обработки биологических и медицинских данных;
  • формирование основных навыков применения современных статистических методов для обработки биологических и медицинских данных;

 

Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

  • генеральную и выборочную совокупности;
  • измерительные шкалы;
  • количественные и качественные признаки;
  • выборочные характеристики;
  • репрезентативность выборки;
  • критерии согласия;
  • статистические гипотезы, статистические критерии;
  • параметрические и непараметрические критерии проверки гипотез;
  • однофакторный, двухфакторный дисперсионные анализы;
  • корреляционную зависимость;
  • коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
  • этапы медико-биологического эксперимента, планирование исследования;
  • компьютерные статистические программы: пакет прикладных программ SPSS, Statistic

Уметь:

  • оценивать надежность и достоверность измерений в биостатистике, определять статистическую значимость различий;
  • отбирать единицы для выборочной совокупности;
  • находить числовые характеристики статистического распределения и оценить их точность и надежность;
  • определять доверительные интервалы по числовым характеристикам, чувствительность критерия;
  • применять основные методы однофакторного, двухфакторного дисперсионных анализов;
  • проверять статистические гипотезы с применением критериев согласия: Хи-квадрат Пирсона, Колмогорова-Смирнова;
  • вычислять выборочный коэффициент корреляции Пирсона и ранговый коэффициент Спирмена;
  • строить кривую выживаемости;
  • работать с прикладными пакетами программ SPSS, Statistica;
  • получать результирующую таблицу: число случаев, среднее, стандартная ошибка, ошибка среднего;

 

 

 

Предмет «Введение в биостатистику» изучается на 3 курсе очной и вечерней форм обучения, в 6 семестре, в количестве 30 часов, из них 10 теоретических занятий и 20 часов практических занятий.

 

Изучается предмет не более 4 часов в неделю.

 

Формы проведения занятий:

– факультативные занятия по расписанию учебного заведения;

– самостоятельные занятия обучающихся во внеурочное время.

Изучение предмета завершается зачетом в шестом семестре.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Самопознание»

Дисциплина «Самопознание» призвана содействовать гармоничному развитию учащихся колледжей. Она создает условия для личностного и профессионального роста юношей и девушек, содействуя принятию и пониманию самих себя и других людей, стимулируя развитие открытости, социальной ответственности, творческой активности и оптимистичного восприятия жизни. Внеучебная деятельность по самопознанию предусматривает активное служение обществу через практическое применение обучающимися полученных знаний в повседневной жизни.

Цель дисциплины «Самопознание»: развитие гуманистического мировоззрения учащихся колледжей, их ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Задачи:

  • развивать потребность учащихся в самопознании и творческой самореализации;
  • содействовать формированию целостной картины мира, пониманию сути общечеловеческих ценностей;
  • формировать опыт нравственного поведения в учебных, жизненных и профессиональных ситуациях.

Изучение дисциплины «Самопознание» позволяет учащемуся глубже осознать:

  • целостность мира, единство и взаимозависимость человека, общества и природы,
  • ценность человека, его жизни и достоинства, прав и свобод, проявлять приверженность общечеловеческим ценностям,
  • свое предназначение и роль в обществе, необходимость в максимально полной творческой самореализации,
  • ценность человеческих отношений в жизни (семья, любовь, дружба);

овладеть следующими компетенциями:

  • быть гражданином, любить свою Родину – Республику Казахстан,
  • ценностно относиться к истории, отечественному и мировому культурному наследию,
  • проявлять созидательную активность в познании мира и самого себя,
  • руководствоваться в жизненных и профессиональных ситуациях нравственными критериями,
  • позитивно общаться с людьми, быть толерантным к людям с иными взглядами и убеждениями,
  • ответственно относиться к природе, окружающей среде,
  • осознанно следовать здоровому образу жизни, поддерживать в норме свое физическое и эмоционально-духовное состояние.

Концептуальными основаниями структурирования содержания программы дисциплины «Самопознание» выступили основные аспекты духовности человека.

Изучается на      1 курсе 1 семестре не более 4 часов в неделю

 

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Сестринский процесс»

Целью предмета является углубление знаний по сестринскому процессу, полученных при изучении спецц.дисциплин; систематизация подхода в оказании сестринской помощи пациентам с различными заболеваниями, в определении потребностей пациента в уходе, к постановке сестринских диагнозов, планированию ухода и его реализации. Значительное внимание уделяется воспитанию у будущих медицинских сестер умению общаться со здоровым и больным человеком, пропагандировать здоровый образ жизни, стимулировать пациента на выздоровление.

Задача предмета:

  • Организация сестринского процесса в работе с пациентами;
  • Применение полученных навыков и систематизация знаний по сбору информации у пациентов;
  • Применение полученных навыков и систематизация знаний по постановке сестринских диагнозов;
  • Применение полученных навыков и систематизация знаний по планированию сестринской помощи;
  • Применение полученных навыков и систематизация знаний по реализации сестринских мероприятий;
  • Применение полученных навыков и систематизация знаний по оценке полученных результатов;
  • Формирование коммуникативных навыков в работе медицинской сестры;

Программа составлена с учетом квалификационных характеристик и находится в тесной связи с другими изучаемыми предметами, базируется на дисциплинах «Основы сестринского дела», «Фармакология», «Основы психологии», «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в хирургии», «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», «Сестринское дело в неврологии», «Сестринское дело в офтальмологии», «Сестринское дело в отоларингологии». Предмет «Сестринский процесс» содержит следующие 4 раздела: Основные потребности человека. Понятие о сестринском процессе, его цель; Этапы сестринского процесса; Документация сестринского процесса; Сестринский процесс при нарушении функции различных органов и систем.

Предмет «Сестринский процесс» изучается на 3 курсе, в 5 семестре, в количестве 48 часов, из них 12 теоретических занятий и 36 часов практических занятий.

Изучается предмет не более 4 часов в неделю.

Формы проведения занятий:

– факультативные занятия по расписанию учебного заведения;

– самостоятельные занятия обучающихся во внеурочное время.

Изучение предмета завершается дифференцированным зачетом в пятом семестре.

 

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Основы предпринимательства и бизнеса»

Программа факультатива «Основы предпринимательства и бизнеса» составлена для молодежи по привитию практикоориентированности при открытии своего бизнеса, для повышения реализованности на рынке труда. Необходимость развития предпринимательства как основы профессионального роста, повышения профессиональной ответственности и социальной адаптации молодежи возможна на основе государственной поддержки предпринимательской деятельности осуществляемой молодежью (Закон «О государственной молодежной политике»).

Внедрение данного факультативного курса  вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе новых технологий, новых механизмов, позволяющих развивать у обучающихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они будут сталкиваться в определенной сфере деятельности. Ускоряющий темп инноваций влияет на развитие государства и общества, в связи с этим важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением.

Цель изучения курса – усвоить теоретические основы комплекса знаний по основам предпринимательской деятельности, уметь практически применять полученные знания, выбирать рациональные и эффективные решения в организации предпринимательской деятельности

 

Для достижения цели поставлены задачи:

–  получение знаний в области предпринимательства,

– повышения интереса к  бизнесу,

– способности к личному самоопределению и самореализации;

– воспитания уважения к труду и предпринимательской деятельности;

– освоение системы знаний о предпринимательской деятельности

– информированности об истории развития предпринимательства в Республике Казахстан.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;

– выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;

– разрабатывать бизнес-план;

– определять бизнес-идеи

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами;

– нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

– состояние экономики и предпринимательства  региона;

– структуру и функции бизнес-плана.

Факультативный курс «Основы предпринимательства и бизнеса» изучается на 2 курсе в 3-4 семестре, в количестве 44 часа.  Изучение факультатива завершается итоговым проектом в 4 семестре. Предмет « Основы предпринимательства и бизнеса» содержит следующие 4 раздела: Введение в предпринимательство; Генерация идей (Ценностное предложение); Маркетинг; Ресурсы; Ключевые действия; Ключевые партнеры и управление финансами; Стратегическое планирование; Финальная подготовка и защита проекта.

Формы проведения занятий:

– факультативные занятия по расписанию учебного заведения;

– самостоятельные занятия обучающихся во внеурочное время.