Комплексный план развития сестринского дела

Утверждено и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан

“1” августа 2014 года

 

Комплексный план
развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан (далее – РК) разработан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы. Комплексным планом развития кадровых ресурсов здравоохранения Республики Казахстан на 2013-2016 годы, утвержденным распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 20 декабря 2013 года № 190-р, постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2014 года № 752 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы».

Тенденции развития сестринского дела значительно усиливают роль медсестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медсестра относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской, документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра – сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.

Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.

текст соответствует оригиналу

Для Казахстана развитие системы сестринского дела означает его развитие на всех уровнях образования, контроль качества образования на уровне международных стандартов, внедрение в практику института специалистов сестринского дела с разными должностными позициями соответственно уровню образования. Наряду с реформированием сестринского образования, предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней.

Настоящая Концепция развития сестринского дела разработана в целях приведения системы сестринского дела в Казахстане к международному уровню в соответствии с потребностями современного здравоохранения для повышения качества, эффективности и безопасности здравоохранения РК. 

  1. ВИДЕНИЕ

В результате совершенствования сестринского дела к 2020 году ожидается:

– Повышение эффективности и результативности использования человеческих и финансовых ресурсов в образовании и практике сестринского дела;

– Достижение соответствия функционирования системы сестринского образования, науки и практики Европейским директивам;

– Реорганизация системы образования по сестринскому делу в соответствии с международными требованиями для подготовки специалистов сестринского дела, компетенции которых конкурентоспособны на рынке труда;

– Обеспечение гибкости системы образования по сестринскому делу, поддерживающей разные ступени карьеры в соответствии с потребностями системы здравоохранения;

– Усиление человеческого и институционального потенциала медицинских колледжей и вузов;

– Утверждение независимой роли специалиста сестринского дела в качестве равноправного партнера врача на всех уровнях системы здравоохранения;

– Признание значительной роли специалистов сестринского дела как основной силы в рамках первичной медико-санитарной помощи и развития самоконтроля пациентов с повышением солидарной ответственности населения за свое здоровье.

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Цель: Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения РК путем реформы сестринского дела и создания специалиста сестринского дела новой формации в соответствии с современными вызовами общества и международными требованиями.

Задачи:

1) Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения.

2) Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела.

3) Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела.

4) Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры.

5) Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике.

Сроки реализации: 2014-2020

Задача 1. Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения.

Проблемы:

– Современный уровень развития сестринского дела в мире вырос до такой степени, что медсестры, особенно с высшим и послевузовским образованием, забирают на себя часть функционала, выполняемого в настоящее время в Казахстане врачами. Недооценка роли сестринского персонала в лечебном процессе сводит в настоящее время сестринскую службу большей частью к выполнению технической работы, не требующей серьезной профессиональной подготовки. Это не позволяет в полной мере использовать потенциал как сестринской, так и врачебной профессии.

– В организационной структуре медицинских организаций наблюдается подчинение медсестры врачу, не знающему концепции сестринского ухода (главная медсестра подчиняется главному врачу, старшие медсестры подчиняются врачам – заведующим отделениями).

– Главная медицинская сестра (заместитель главного врача по сестринскому делу) относится к должностям руководителей согласно номенклатуре должностей работников здравоохранения. Однако согласно квалификационным характеристикам главная медсестра не обязательно должна быть бакалавром сестринского дела, но и может обладать техническим и профессиональным образованием с высшей или первой категорией, в то время, как в международной практике главные медсестры обычно имеют не только степень бакалавра, но и магистра. В существующей системе оплаты труда Казахстана должность заместителя руководителя по сестринскому делу относится на одну категорию ниже должности заместителя руководителя.

– Старшая медицинская сестра согласно номенклатуре должностей работников здравоохранения не относится к должностям руководителя, а стоит в списке должностей специалистов с техническим и профессиональным образованием, в то время как в мировой практике старшая медсестра относится к должностям руководителей наравне с заведующими отделениями и обладает минимум степенью бакалавра.

– В номенклатуре должностей работников здравоохранения в структуре должностей с высшим медицинским образованием не предусмотрены должности для клинических медсестер с высшим образованием; они не обладают полномочиями и ответственностью за независимое принятие клинических решений по сестринскому уходу и не ведут сестринскую документацию; также нет регистра медсестер с высшим образованием, как это принято в международной практике.

 

Ожидаемые результаты к 2020 году:

– В медицинских организациях будут созданы системы менеджмента сестринского дела в соответствии с международными стандартами.

– Организационные структуры медицинских организаций будут построены на основе параллельных равноправных структур, в которых главный врач контролирует работу врачей, а главная медсестра контролирует работу всех медсестер с разными уровнями образования, без непосредственного подчинения медсестер врачам. Медсестры и врачи работают равноправно и независимо в рамках своих полномочий, неся коллективную ответственность за деятельность межпрофессиональной команды.

– Медсестры с разными уровнями образования будут занимать все уровни должностей средних медицинских работников системы здравоохранения.

– К должностям руководителя будут относиться главная медсестра и старшая медсестра, которые должны обладать минимум степенью бакалавра сестринского дела и стажем не менее 3 лет. Для работы главной медсестры требуется пройти дополнительное повышение квалификации по менеджменту сестринского дела.

– В номенклатуре должностей работников здравоохранения будет введена новая должность медицинской сестры с высшим сестринским образованием, которая обладает полномочиями и ответственностью за независимое принятие клинических решений по сестринскому уходу по всем этапам сестринского процесса, ведет независимую сестринскую документацию, зарегистрирована в регистре медсестер с высшим образованием.

– Будет повышен уровень образования медсестер, фельдшеров и акушерок после окончания колледжа до уровня прикладного бакалавриата с созданием гибких образовательных траекторий с признанием предшествующего опыта.

– В медицинской организации главная медсестра будет нести ответственность за разработку и внедрение рабочих стандартов сестринского ухода организации, основанных на доказательных сестринских руководствах и/или результатах, полученных в результате проведения прикладного исследования или проекта развития в сестринском деле.

– В организациях уровня ПМСП будет организован индивидуальный прием больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике, а также по приоритетным нозологиям (диабет, астма, артериальная гипертензия и т.д.).

– Главная медсестра и старшие медсестры совместно с главным врачом и заведующими отделений будут планировать зоны функциональной ответственности, осуществляемой в рамках индивидуального приема больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавриата.

– Главная медсестра и старшие медсестры будут направлять медсестер уровня прикладного и академического бакалавриата на прохождение специализированных обучающих программ, необходимых для организации независимого от врача индивидуального приема больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике и по различным нозологиям.

– Главная медсестра и старшие медсестры будут ответственны за официальный допуск и предоставление внутренней лицензии медицинской организации на осуществление разных видов сестринского ухода медицинским сестрам, действующим в рамках данной медицинской организации.

– Врачи будут выполнять только квалифицированную врачебную работу и не занимаются контролем медсестер.

– Работодатели и общество будут готовы к новым ролям и компетенциям медсестер.

Разрабатываемые нормативно-правовые документы:

– Внесение изменений в Номенклатуру должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК от 24 ноября 2009 года № 775) с введением новой должности медсестры с высшим образованием в список должностей специалистов с высшим образованием, отнесением должности старшей медицинской сестры в список должностей руководителей наравне с заведующими клиническим подразделением.

– Внесение изменений в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК от 26 ноября 2009 года № 791) с введением квалификационных характеристик новой должности медсестры с высшим образованием; пересмотр требований к квалификации старших и главных медсестер – быть не выпускниками технического и профессионального образования, а обладать минимум степенью бакалавра сестринского дела к 2020 году.

– Внедрение сестринской документации в медицинских организациях.

– Утверждение профессиональных стандартов медсестер разных уровней.

– Введение регистра специалистов сестринского дела разных уровней (2015).

Индикаторы 2020 года:

– Количество организаций ПМСП, организовавших индивидуальный прием больных медсестрой уровня прикладного бакалавриата – 100.

– Количество главных медсестер с высшим сестринским образованием и дополнительным повышением квалификации по менеджменту сестринского дела – 800.

– Количество старших медсестер с высшим сестринским образованием – 2000.

– Количество медсестер с высшим образованием – 4000.

Задача 2. Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела

Проблемы:

– Подавляющее большинство преподавателей сестринского дела – врачи, а не медсестры. Только 4% преподавателей из всех медицинских колледжей и вузов имеют диплом по сестринскому делу, в то время как в международной практике только медсестры с минимум уровнем бакалавра могут быть преподавателями сестринского дела.

– Клиническая практика, проходящая под руководством ментора (наставника) на клинических базах, составляет не более 10% всей учебной программы, в то время как согласно международным требованиям, такая клиническая практика должна составлять не менее 50% всей образовательной программы.

– Программы университетского бакалавриата не дают достаточного уровня клинической практики.

– Существуют серьезные проблемы взаимодействия с клиническими базами, не отработан эффективный механизм взаимоотношений между студентом, организацией образования и клинической базой.

– Не соблюдается требование обеспечить на каждого студента по 1-2 ментора (наставника), более того, наставники на клинических базах не мотивированы заниматься со студентами и не обладают педагогическими компетенциями.

Ожидаемые результаты к 2020 году:

– Будет разработана образовательная программа прикладного бакалавриата согласно международным стандартам.

– Будут функционировать гибкие траектории прикладного бакалавриата с признанием предшествующего обучения, чтобы обеспечить возможность медсестрам уровня технического и профессионального образования освоить программу прикладного бакалавриата.

– Минимум 6 медицинских колледжей Казахстана будут внедрять образовательные программы прикладного бакалавриата и реорганизованы в Высшие сестринские школы.

– Будут внесены изменения в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское дело» в соответствии с европейскими директивами.

– Для реализации новых образовательных программ по сестринскому делу будет усилен потенциал сотрудников колледжей и вузов, повсеместно будет осуществляться тесное взаимодействие со всеми заинтересованными лицами (власти, работодатели, общество) по новым ролям и профессии медсестер.

– 100% преподавателей сестринского дела в колледжах и вузах пройдут педагогическую подготовку в рамках нового ГСДО «Преподаватель сестринского дела».

– Для преподавателей сестринского дела в колледжах и вузах будут созданы возможности пройти научно-педагогическую магистратуру по специальности «сестринское дело», в образовательной программе которой значительную долю занимает клиническое сестринское дело, доказательная сестринская практика, менеджмент в сестринском деле, наука и педагогика.

– В области сестринского образования будет функционировать эффективная клиническая практика в стационарах, поликлиниках и других рабочих местах с обеспечением механизма функционирования системы наставничества и разделением ответственности между студентом, организацией образования и клинической базой.

– В соответствии с потребностями реформы сестринского дела будут разработаны новые учебники и учебные материалы, современная образовательная среда.

– Отечественные и международные эксперты, вовлеченные в аккредитацию медицинских колледжей и вузов» пройдут обучение вопросам аккредитации в соответствии с руководствами по аккредитации по сестринскому делу.

– Все медицинские вузы и колледжи в РК пройдут аккредитацию, минимум 16 государственных колледжей пройдут сертификацию по системе менеджмента качества и будут функционировать в соответствии с установленными политиками качества.

 

Разрабатываемые нормативно-правовые документы:

– Образовательная программа прикладного бакалавриата (2014).

– Разработка ГСДО «Преподаватель сестринского дела» (2015).

– Внесение изменений в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское дело» в соответствии с европейскими директивами (2015).

 

Индикаторы 2020 года:

– Количество колледжей, внедривших программы прикладного бакалавриата и реорганизованных в Высшие сестринские школы – минимум 6.

– Количество государственных колледжей, сертифицированных по системе менеджмента качества – 16.

– Количество экспертов, имеющих образование в области аккредитации организаций образования по сестринскому делу – 5.

– Доля государственных колледжей, прошедших аккредитацию – 100%.

– Количество магистров сестринского дела с научно-педагогической подготовкой – 100.

– Доля преподавателей сестринского дела, прошедших педагогическую подготовку в рамках нового ГСДО «Преподаватель сестринского дела» – 100%.

Задача 3. Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела.

Проблемы:

– Низкий уровень развития науки в сестринском деле. Не проводятся научно-технические программы с исследованиями по сестринскому делу, только 2 работы были опубликованы в журналах базы Scopus казахстанскими исследователями по сестринскому делу за период с 1996 по 2012 годы.

– Реальная сестринская практика на местах, стандарты операциональных процедур по сестринским манипуляциям, процессы разработки и экспертизы стандартов и рекомендаций не основаны на доказательствах и не имеют под собой научной основы. Отсутствуют доказательные сестринские руководства, равно как и эксперты, обладающие компетенциями по разработке и внедрению сестринской практики, основанной на доказательствах.

– Неразвитость научно-исследовательской траектории послевузовского и непрерывного образования; отсутствие обучения в области исследований в сестринском деле, доказательной сестринской практики, проектов развития сестринской службы на основе прикладных сестринских исследований.

Ожидаемые результаты к 2020 году:

– Будет создан Экспертный Комитет по исследованиям в сестринском деле.

– В РК ежегодно будут осуществляться минимум 10 научно-исследовательских проектов по сестринскому делу с суммарным объемом финансирования не менее 20 млн. тенге.

– Минимум 20 публикаций в мировой базе Scopus будут опубликованы казахстанскими исследователями в области сестринского дела.

– Будет основан Национальный журнал по доказательному сестринскому делу, публикующий доказательную сестринскую информацию и результаты исследований в сестринском деле.

– Будет отработана процедура разработки, внедрения, мониторинга исполнения и пересмотра доказательных сестринских руководств.

– В процесс разработки доказательных сестринских руководств будут вовлечены минимум 10 экспертов со специальным образованием по разработке доказательных сестринских руководств.

– Будут опубликованы минимум 10 доказательных сестринских руководств по ПМСП и 30 доказательных сестринских руководств по клинической деятельности.

– В рамках дополнительного образования будет проводиться обучение в рамках ГСДО «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле».

– Будут пересмотрены с учетом международных требований и потребностей реформы сестринского дела образовательные стандарты магистратуры по специальности «Сестринское дело».

 

Индикаторы 2020 года:

– Сумма финансирования исследований в сестринском деле в год – не менее 20 млн. тенге ежегодно.

– Количество исследовательских проектов по сестринскому делу в год – минимум 10.

– Количество опубликованных статей по сестринскому делу в базе Scopus – минимум 20.

– Количество доказательных сестринских руководств по ПМСП – минимум 10.

– Количество доказательных сестринских руководств по клинической деятельности – минимум 30.

– Количество экспертов со специальным образованием по разработке доказательных сестринских руководств, вовлеченных в процесс разработки руководств – минимум 10.

– Количество медсестер, прошедших обучение по ГСДО «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле» – 30.

Задача 4. Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры.

Проблемы:

– В настоящее время трудоустраиваются 74% медсестер с техническим и профессиональным образованием, но с высшим сестринским образованием трудоустраиваются в соответствии со специальностью и уровнем образования не более 40% университетских бакалавров и не более 70% выпускников магистратуры. Это связано с проблемами с организационной структурой медицинских организаций, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность медсестер, не отвечающими потребностям современной сестринской службы.

– Повсеместно считается, что профессия медсестры не является независимой, а является лишь помощником врача, выполняющим его назначения. Общественное мнение ограничивает карьерный рост медсестер рамками технического и профессионального образования, с недоверием относится к сестринскому бакалавриату и магистратуре.

Ожидаемые результаты к 2020 году:

– Все выпускники прикладного и университетского бакалавриата по сестринскому делу будут трудоустроены в соответствии со своей специальностью и уровнем образования в рамках новых компетенций и ролей медсестер.

– Все выпускники магистратуры по сестринскому делу будут трудоустроены в соответствии со своей специальностью и уровнем образования в рамках новых компетенций и ролей медсестер.

– Хорошее количество абитуриентов с необходимым уровнем будут поступать на образовательные программы сестринского дела разных уровней.

– Минимум 30% населения будут осведомлены о реформе сестринского дела и новом статусе медсестры.

– Минимум 30% работодателей будут удовлетворены новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы.

– Минимум 30% медсестер будут удовлетворены перспективами профессии.

 

Индикаторы 2020 года:

– Процент трудоустройства выпускников прикладного и академического бакалавриата по сестринскому делу в соответствии с их уровнем образования – 80%.

– Процент трудоустройства магистров сестринского дела в соответствии с их уровнем образования – 80%.

– Уровень осведомленности населения о реформе сестринского дела – минимум 30%.

– Уровень удовлетворенности работодателями новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы – минимум 30%.

– Уровень удовлетворенности медсестер перспективами профессии минимум 30%.

Задача 5. Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике.

Проблемы:

– В настоящее время в Министерстве здравоохранения функционирует созданный 30 декабря 2013 года Координационный Совет по развитию сестринского дела. Но в регионах существуют только единичные региональные Координационные советы по сестринскому делу в отдельных управлениях здравоохранения, отдельные региональные ассоциации медсестер.

– Только в 4 управлениях здравоохранения: Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях введены должности штатного специалиста по сестринскому делу. В остальных управлениях здравоохранения координация работы по сестринскому делу осуществляется внештатными специалистами (в основном директорами государственных медицинских колледжей).

– Отсутствует Национальная ассоциация медицинских сестер Казахстана.

 

Ожидаемые результаты к 2020 году:

– Во всех территориальных управлениях здравоохранения будут введены штатные специалисты по сестринскому делу и созданы региональные координационные советы по сестринскому делу.

– Будет создана Национальная Ассоциация медсестер Казахстана, объединяющая региональные ассоциации во всех регионах страны, функционирующая в соответствии с нуждами здравоохранения республики, международными концепциями, опытом работы аналогичных организаций за рубежом.

– Республиканский медицинский колледж, как единственный медицинский колледж республиканского значения, будет реорганизован в Республиканскую Высшую Школу Сестринского Дела, будет выступать в качестве координатора реформы сестринского дела и являться центром проведения исследований, предварительного тестирования инноваций и концепций для их внедрения в практику медицинских колледжей, вузов и медицинских организаций Казахстана.

– Работодатели, медсестры и преподаватели сестринского дела будут удовлетворены эффективностью координации реформы сестринской службы минимум на 30%.

 

Индикаторы 2020 года:

– Обеспеченность территориальных управлений здравоохранения специалистами по сестринскому делу – 100%.

– Количество членов Национальной Ассоциации Медсестер Казахстана – 1000.

– Уровень удовлетворенности эффективностью координации реформы сестринской службы по результатам опроса работодателей, медсестер и преподавателей сестринского дела – 30%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, реализация Комплексного плана развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года позволит достичь значимого повышения эффективности и результативности функционирования службы сестринского дела и системы здравоохранения Республики Казахстан в целом, реализовать цели и задачи, поставленные в Стратегическом плане Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2014-2018 годы.

 

Приложение

к Комплексному плану развития

сестринского дела в Республике

Казахстан до 2020 года

 


ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДО 2020 ГОДА

 

  Мероприятие Ответственный исполнитель Форма завершения Срок исполнения
Задача 1. Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения
1. Внесение изменений в Номенклатуру должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК № 775 от 24 ноября 2009 года). МЗ, НАМК, РМК Приказ 2014-2015
2. Внесение изменений в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК № 791 от 26 ноября 2009 года). МЗ, НАМК, РМК Приказ 2014-2015
3. Внесение изменений в Национальные стандарты аккредитации медицинских организаций. МЗ, НАМК, РМК Приказ 2014
4. Разработка новых профессиональных стандартов медсестер разных уровней. МЗ, НАМК, РМК Приказ 2014-2015
5. Внедрение сестринской документации в медицинских организациях. МЗ, НАМК, РМК Приказ 2014-2020
6. Проведение тренинговых программ для работодателей и медсестер по новым ролям и компетенциям медсестер разного уровня (включая учебные поездки в Европу). МЗ, ОУЗы, НАМК, РМК Приказы, отчеты 2014-2020
7. Разработка правил лицензирования/сертификации медсестер разных уровней. МЗ, НАМК, РМК Приказ 2015
8. Введение регистра специалистов сестринского дела разных уровней. МЗ, НАМК, РМК, РЦРЗ Приказ 2015
9. Разработка и внедрение образовательной программы специализации по менеджменту сестринского дела в рамках реформы сестринского дела для главных медсестер. МЗ, НАМК Приказ 2015
10. Разработка и внедрение образовательной программы специализации по менеджменту сестринского дела в рамках реформы сестринского дела для старших медсестер. МЗ, НАМК Приказ 2015
11. Разработка и внедрение образовательных программ специализации по индивидуальному приему больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике и по приоритетным нозологиям. МЗ, НАМК, вузы, колледжи Приказ 2015
12. Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. МЗ, НАМК, РМК Аналитическая справка 2014-2020
Задача 2. Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела.
1. Разработка и внедрение образовательной программы прикладного бакалавриата. МЗ, НАМК, пилотные колледжи Приказ 2014
2. Внесение изменений в образовательную программу магистратуры по специальности «сестринское дело». МЗ, НАМК, вузы Приказ 2014
3. Разработка и внедрение нормативного и финансового механизма взаимоотношений между студентом, организацией образования и клинической базой в рамках трехстороннего договора в соответствии с концепцией дуального обучения. МЗ, ОУЗы, НАМК, РМК Предложение в МЭРТ 2014
4. Разработка и внедрение системы наставничества в рамках реализации программы прикладного бакалавриата. МЗ, ОУЗы, НАМК, колледжи Приказ 2014
5. Разработка и внедрение гибких траекторий освоения прикладного бакалавриата с признанием предшествующего обучения для работающих медсестер. МЗ, НАМК, пилотные колледжи Приказ 2015
6. Внесение изменений в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское

дело».

МЗ, НАМК, вузы Приказ 2015
7. Разработка и внедрение ГСДО «Преподаватель сестринского дела». МЗ, НАМК, колледжи, вузы Приказ 2015
8. Проведение обучающих мастер-классов и семинаров в области клинического сестринского дела в соответствии с потребностями реформы сестринского дела. МЗ, ОУЗы, НАМК, колледжи, вузы Приказы, отчеты 2014-2020
9. Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по сестринскому делу и образованию за рубежом (в том числе по программе Болашак). МЗ, ОУЗы, НАМК, колледжи, вузы Приказы 2014-2020
10. Разработка новых учебников, пособий и учебных материалов для поддержки реформы сестринского образования. МЗ, колледжи, вузы Материалы 2014-2020
11. Обеспечение учебными ресурсами в соответствии с новыми образовательными программами. МЗ, ОУЗы, колледжи, вузы Приказы 2014-2020
12. Обеспечение возможности пройти программу магистратуры и получить степень магистра по сестринскому делу для преподавателей медицинских колледжей и вузов с медицинским образованием (в том числе через Болашак, зарубежные программы магистратуры, дуальные дипломы). МЗ, ОУЗы, колледжи, вузы Приказы 2015-2020
13. Обеспечение дистанционными образовательными программами и обучающей среды онлайн. Колледжи, вузы Программы 2014-2020
14. Обеспечение механизма целевого финансирования проектов развития колледжей и Высших сестринских школ в соответствии с приоритетами развития здравоохранения РК. МЗ, ОУЗы Приказы 2014-2020
15. Разработка методики и внедрение системы ранжирования медицинских колледжей для определения их ресурсов для осуществления прикладного бакалавриата. МЗ, РМК Методические рекомендации, приказы 2015
16. Реорганизация колледжей, осуществляющих программы прикладного бакалавриата с повышением их статуса до Высшей сестринской школы. МЗ, ОУЗы Постановление 2015
17. Подготовка отечественных экспертов в области аккредитации медицинских колледжей и вузов в области сестринского дела. МЗ, ОУЗы, РМК Приказы 2015
18. Прохождение сертификации по системе менеджмента качества всеми медицинскими колледжами. колледжи Свидетельство 2014-2020
19. Прохождение аккредитации всеми медицинскими колледжами. колледжи Свидетельство 2014-2020
20. Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. МЗ, НАМК, РМК Аналитическая справка 2014-2020
Задача 3. Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела.
1. Создание Экспертного Комитета по исследованиям в сестринском деле для поддержки и обеспечения качества исследований в сестринском деле. МЗ, НАМК, РМК Приказ 2015
2. Разработка и внедрение ГСДО «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле». МЗ, НАМК, колледжи, вузы Приказ 2015
3. Основание Национального журнала по доказательному сестринскому делу для публикации только доказательных научных статей (в состав редакционной коллегии привлечь зарубежных экспертов). МЗ, НАМК, РМК Приказ 2015
4. Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по исследованиям в сестринском деле и публикациям в международных рецензируемых журналах (в том числе по программе Болашак). МЗ, ОУЗы, НАМК, вузы, колледжи Приказы, тренинги 2015-2020
5. Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по разработке доказательных сестринских руководств (в том числе по программе Болашак). МЗ, ОУЗы, НАМК, вузы, колледжи Приказы, тренинги 2015-2020
6. Обеспечение финансирования исследований в сестринском деле и проектов развития доказательной сестринской практики. МЗ, НАМК, вузы, колледжи Приказ 2015-2020
7. Обеспечение условий для разработки, внедрения, мониторинга исполнения и пересмотра доказательных сестринских руководств (комитет, экспертные группы, образовательные программы для экспертов, процедуры ревизии руководств, электронная база данных или онлайн-портал для доказательных сестринских руководств). МЗ, НАМК, РМК, РЦРЗ Приказ 2015-2020
8. Разработка национальных доказательных сестринских руководств, протоколов, стандартов деятельности медсестер разных уровней. МЗ, НАМК, РМК, РЦРЗ Приказы 2015-2020
9. Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. МЗ, НАМК, РМК Аналитическая справка 2014-2020
Задача 4. Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры.
1. Анализ трудоустройства и обеспечение потребностей по востребованности медсестер разного уровня. МЗ, ОУЗы, НАМК Аналитическая справка 2014-2020
2. Разработка и осуществление PR и маркетинговых мероприятий, направленных на население и абитуриентов для повышения имиджа новой роли медсестры. МЗ, ОУЗы, НАМК, вузы, колледжи Отчет 2014-2020
3. Проведение ежегодного опроса общественного мнения среди населения об уровне осведомленности о реформе сестринского дела и новом статусе медсестры. НАМК, РМК Отчет 2014-2020
4. Проведение ежегодного опроса среди работодателей об уровне удовлетворенности новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы. НАМК, РМК Отчет 2014-2020
5. Проведение ежегодного опроса медсестер об уровне удовлетворенности перспективами профессии. НАМК, РМК Отчет 2014-2020
6. Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи икоррекция плана мероприятий на следующий год. МЗ, НАМК, РМК Аналитическая справка 2014-2020
Задача 5. Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике.
1. Создание Национальной Ассоциации медсестер Казахстана (НАМК). РМК Учредительные документы 2014
2. Включение в штатное расписание территориальных управлений здравоохранения специалистов по сестринскому делу. МЗ, ОУЗ Приказ 2014-2015
3. Создание Координационных советов по развитию сестринского дела во всех регионах Казахстана. МЗ, ОУЗ Приказ 2014-2015
4. Наделение Республиканского медицинского колледжа полномочиями по координации реформы сестринского дела. МЗ Приказ 2015
5. Проведение ежегодного опроса работодателей, медсестер и преподавателей сестринского дела об уровне эффективности координации реформы сестринской службы. МЗ, НАМК, РМК Отчет 2014-2020
6. Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. МЗ, НАМК, РМК Аналитическая справка 2014-2020
             

 

Использованные сокращения:

МЗ – Министерство здравоохранения

НАМК – Национальная ассоциация медсестер Казахстана

РМК – Республиканский медицинский колледж

РЦРЗ – Республиканский центр развития здравоохранения

ОУЗ – областные управления здравоохранения