Учебная программа «Введение в биостатистику»
ХХI век – век доказательной медицины. Это означает, что все большую роль в медицине играют методы точных наук, в первую очередь статистики. Современная концепция научно обоснованной медицины немыслима без биометрических исследований. Математико-статистическое описание данных медицинских исследований и оценка значимости различия производных величин, характеризирующих эффективность профилактических, диагностических и лечебных мероприятий и процедур являются одним из основополагающих разделов доказательной медицины.
При изучении биологических совокупностей, являющихся типично статистическими, так же оказалось целесообразным применять методы математической статистики, которую в приложении к биологии стали называть биологической статистикой.
Цель дисциплины:
обучение теоретическим основам биостатистики и формирование навыков применения методов статистической обработки.
Задачи дисциплины:
- формирование основы знаний о современных статистических методах обработки биологических и медицинских данных;
- формирование основных навыков применения современных статистических методов для обработки биологических и медицинских данных;
Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
- генеральную и выборочную совокупности;
- измерительные шкалы;
- количественные и качественные признаки;
- выборочные характеристики;
- репрезентативность выборки;
- критерии согласия;
- статистические гипотезы, статистические критерии;
- параметрические и непараметрические критерии проверки гипотез;
- однофакторный, двухфакторный дисперсионные анализы;
- корреляционную зависимость;
- коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
- этапы медико-биологического эксперимента, планирование исследования;
- компьютерные статистические программы: пакет прикладных программ SPSS, Statistic
Уметь:
- оценивать надежность и достоверность измерений в биостатистике, определять статистическую значимость различий;
- отбирать единицы для выборочной совокупности;
- находить числовые характеристики статистического распределения и оценить их точность и надежность;
- определять доверительные интервалы по числовым характеристикам, чувствительность критерия;
- применять основные методы однофакторного, двухфакторного дисперсионных анализов;
- проверять статистические гипотезы с применением критериев согласия: Хи-квадрат Пирсона, Колмогорова-Смирнова;
- вычислять выборочный коэффициент корреляции Пирсона и ранговый коэффициент Спирмена;
- строить кривую выживаемости;
- работать с прикладными пакетами программ SPSS, Statistica;
- получать результирующую таблицу: число случаев, среднее, стандартная ошибка, ошибка среднего;
Предмет «Введение в биостатистику» изучается на 3 курсе очной и вечерней форм обучения, в 6 семестре, в количестве 30 часов, из них 10 теоретических занятий и 20 часов практических занятий.
Изучается предмет не более 4 часов в неделю.
Формы проведения занятий:
– факультативные занятия по расписанию учебного заведения;
– самостоятельные занятия обучающихся во внеурочное время.
Изучение предмета завершается зачетом в шестом семестре.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Самопознание»
Дисциплина «Самопознание» призвана содействовать гармоничному развитию учащихся колледжей. Она создает условия для личностного и профессионального роста юношей и девушек, содействуя принятию и пониманию самих себя и других людей, стимулируя развитие открытости, социальной ответственности, творческой активности и оптимистичного восприятия жизни. Внеучебная деятельность по самопознанию предусматривает активное служение обществу через практическое применение обучающимися полученных знаний в повседневной жизни.
Цель дисциплины «Самопознание»: развитие гуманистического мировоззрения учащихся колледжей, их ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
- развивать потребность учащихся в самопознании и творческой самореализации;
- содействовать формированию целостной картины мира, пониманию сути общечеловеческих ценностей;
- формировать опыт нравственного поведения в учебных, жизненных и профессиональных ситуациях.
Изучение дисциплины «Самопознание» позволяет учащемуся глубже осознать:
- целостность мира, единство и взаимозависимость человека, общества и природы,
- ценность человека, его жизни и достоинства, прав и свобод, проявлять приверженность общечеловеческим ценностям,
- свое предназначение и роль в обществе, необходимость в максимально полной творческой самореализации,
- ценность человеческих отношений в жизни (семья, любовь, дружба);
овладеть следующими компетенциями:
- быть гражданином, любить свою Родину – Республику Казахстан,
- ценностно относиться к истории, отечественному и мировому культурному наследию,
- проявлять созидательную активность в познании мира и самого себя,
- руководствоваться в жизненных и профессиональных ситуациях нравственными критериями,
- позитивно общаться с людьми, быть толерантным к людям с иными взглядами и убеждениями,
- ответственно относиться к природе, окружающей среде,
- осознанно следовать здоровому образу жизни, поддерживать в норме свое физическое и эмоционально-духовное состояние.
Концептуальными основаниями структурирования содержания программы дисциплины «Самопознание» выступили основные аспекты духовности человека.
Изучается на 1 курсе 1 семестре не более 4 часов в неделю
-
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Сестринский процесс»
Целью предмета является углубление знаний по сестринскому процессу, полученных при изучении спецц.дисциплин; систематизация подхода в оказании сестринской помощи пациентам с различными заболеваниями, в определении потребностей пациента в уходе, к постановке сестринских диагнозов, планированию ухода и его реализации. Значительное внимание уделяется воспитанию у будущих медицинских сестер умению общаться со здоровым и больным человеком, пропагандировать здоровый образ жизни, стимулировать пациента на выздоровление.
Задача предмета:
- Организация сестринского процесса в работе с пациентами;
- Применение полученных навыков и систематизация знаний по сбору информации у пациентов;
- Применение полученных навыков и систематизация знаний по постановке сестринских диагнозов;
- Применение полученных навыков и систематизация знаний по планированию сестринской помощи;
- Применение полученных навыков и систематизация знаний по реализации сестринских мероприятий;
- Применение полученных навыков и систематизация знаний по оценке полученных результатов;
- Формирование коммуникативных навыков в работе медицинской сестры;
Программа составлена с учетом квалификационных характеристик и находится в тесной связи с другими изучаемыми предметами, базируется на дисциплинах «Основы сестринского дела», «Фармакология», «Основы психологии», «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в хирургии», «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», «Сестринское дело в неврологии», «Сестринское дело в офтальмологии», «Сестринское дело в отоларингологии». Предмет «Сестринский процесс» содержит следующие 4 раздела: Основные потребности человека. Понятие о сестринском процессе, его цель; Этапы сестринского процесса; Документация сестринского процесса; Сестринский процесс при нарушении функции различных органов и систем.
Предмет «Сестринский процесс» изучается на 3 курсе, в 5 семестре, в количестве 48 часов, из них 12 теоретических занятий и 36 часов практических занятий.
Изучается предмет не более 4 часов в неделю.
Формы проведения занятий:
– факультативные занятия по расписанию учебного заведения;
– самостоятельные занятия обучающихся во внеурочное время.
Изучение предмета завершается дифференцированным зачетом в пятом семестре.
-
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Основы предпринимательства и бизнеса»
Программа факультатива «Основы предпринимательства и бизнеса» составлена для молодежи по привитию практикоориентированности при открытии своего бизнеса, для повышения реализованности на рынке труда. Необходимость развития предпринимательства как основы профессионального роста, повышения профессиональной ответственности и социальной адаптации молодежи возможна на основе государственной поддержки предпринимательской деятельности осуществляемой молодежью (Закон «О государственной молодежной политике»).
Внедрение данного факультативного курса вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе новых технологий, новых механизмов, позволяющих развивать у обучающихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они будут сталкиваться в определенной сфере деятельности. Ускоряющий темп инноваций влияет на развитие государства и общества, в связи с этим важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением.
Цель изучения курса – усвоить теоретические основы комплекса знаний по основам предпринимательской деятельности, уметь практически применять полученные знания, выбирать рациональные и эффективные решения в организации предпринимательской деятельности
Для достижения цели поставлены задачи:
– получение знаний в области предпринимательства,
– повышения интереса к бизнесу,
– способности к личному самоопределению и самореализации;
– воспитания уважения к труду и предпринимательской деятельности;
– освоение системы знаний о предпринимательской деятельности
– информированности об истории развития предпринимательства в Республике Казахстан.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;
– выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
– разрабатывать бизнес-план;
– определять бизнес-идеи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами;
– нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
– состояние экономики и предпринимательства региона;
– структуру и функции бизнес-плана.
Факультативный курс «Основы предпринимательства и бизнеса» изучается на 2 курсе в 3-4 семестре, в количестве 44 часа. Изучение факультатива завершается итоговым проектом в 4 семестре. Предмет « Основы предпринимательства и бизнеса» содержит следующие 4 раздела: Введение в предпринимательство; Генерация идей (Ценностное предложение); Маркетинг; Ресурсы; Ключевые действия; Ключевые партнеры и управление финансами; Стратегическое планирование; Финальная подготовка и защита проекта.
Формы проведения занятий:
– факультативные занятия по расписанию учебного заведения;
– самостоятельные занятия обучающихся во внеурочное время.