Производственное обучение. Профессиональная практика

Утверждено генеральным директором Медицинского центра “Эмили”

“14” сентября 2018 года

 

Рассмотрено на заседании Методического совета медицинского центра “Эмили”

Протокол №1 от “13” сентября 2018 года

  

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА «ЭМИЛИ»

 

 

  1. Общие положения.

1.1.    Настоящее положение разработано в соответствии с законом Республики Казахстан «Об образовании»; ГОСО №1080 «Техническое и про­фессиональное образование. Основные положения» 2008 года; приказом Министра Образования и науки РК №107 от 29 января 2016г. «Об утверждении Правил организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практики»

1.2. Организация и проведение производственного обучения и профессиональной практики обуча­ющихся в Медицинском центре «Эмили» является обязательным требованием Государственных общеобязательных стандартов техниче­ского профессионального образования для обеспечения качества под­готовки специалистов по специальностям и является составной частью основной образовательной программы колледжа.

1.3.   Производственное обучение и профессиональная практика обучающихся Медицинского центра «Эмили» проводится с целью закрепления, углубления и систематизации знаний обучающихся, полученных в процессе теоретического обучения, привитие необходимых практических умений и навыков по избранной специальности, а также приобщения их к будущей трудовой деятельности.

1.4.  Производственное обучение (ПО) и профессиональная практика (ПП) проводится в лечебно-про­филактических организациях (ЛПО) соответствующего профилю спе­циальности обучающегося на основе договора с ЛПО. Продолжитель­ность и сроки ПО и ПП определяется учебными планами по специальности, графиками учебного процесса, согласно действующего ГОСО.

1.5.    Планирование, организация    и    проведение    ПО и ПП    должны обеспечивать:

1)   полноту и целостность подготовки специалистов по выполнению основных трудовых функции

2)   связь практики теоретическим обучением и преемственность всех ее видов.

3)   последовательное формирование у учащихся умений, навыков и их усложнение по мере перехода от одного вида практики к другому

1.6. Согласно ГОСО РК 2013 по специальности 0302000 «Сестринское дело» производственное обучение и профессиональная практика обучающихся включают в себя:

·      ПО по сестринскому уходу за пациентами (ознакомительная или получение первич­ных профессиональных навыков) -учебно-производственная
·      ПО по сестринскому делу

 

(ознакомительная или получение первич­ных профессиональных навыков) -учебно-производственная
·      ПО по сестринскому делу в терапии, педиатрии, акушерстве и гинекологии, хирургии (по профилю специальности) -учебно-производственная
·      ПП по сестринскому делу в терапии

·      ПП по сестринскому делу в хирургии и реанимации

·      ПП по сестринскому делу в педиатрии

·      ПП по сестринскому делу в акушерстве и гинекологии

(обобщение знаний и умений обучающихся по специальности, проверка возможностей самостоятельной работы будущего спе­циалиста в условиях конкретного ЛПО) –     является завер­шающим этапом обучения

 

1.7. С целью подготовки обучающихся к производственному обучению и профессиональной практике на ЦМК в соответствии с ГОСО и квалификационными требованиями по специальности разрабатывается и утверждается Рабочая учебная программа по практике с подробным описанием характера и содержания работ на каждом этапе практики и перечнем обязательных практических навыков и умений, а также определя­ются те требования, которые будут предъявлены к обучающемуся на за­чете для получения оценки отлично, хорошо или удовлетворительно.

          

  1. Производственное обучение (ПО)

2.1.    Производственное обучение проводится поэтапно в различные периоды обучения и имеет своей задачей:

– ознакомление обучающихся непосредственно в НПО с будущей профессиональной деятельностью;

– приобретение обучающимися начальных умений и навыков по специальности;

– закрепление, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе выполнения и изуче­ния конкретной профессиональной деятельности в ЛПО;

–   развитие профессионального мышления, привития умений и приобретение практического навыка профессиональной деятельности, умений организаторской деятельности в условиях трудового коллектива

2.2.  Производственное обучение обучающихся Медицинского центра «Эмили» проводится в базовых ЛПО г. Алматы согласно договоров с базами практики, в отдельных случаях разрешается направ­лять обучающихся на практику по месту будущей работы (для учащихся вечернего отделения, работающих в качестве младшего медицинского персонала в ЛПО).

2.3. В качестве баз практики должны быть выбраны ЛПО отве­чающие следующим требованиям: соответствовать специальности и виду практики; иметь сферы деятельности и структурные подразделения пред­усмотренные программой практики; располагать квалифицированными ка­драми для руководства практикой; обеспечивать высокий организационно-образовательный уровень ее реализации.

2.4.    Перед началом практики проводит­ся установочный инструктаж с участием методических руководителей от колледжа. Обучающимся выдаются необходимые документы по практике (график прохождения, манипуляционные листы по предметам, образцы дневников и отчетов, инструкции по ведению дневников)

2.5. С момента зачисления обучающихся на период практик в каче­стве практикантов на рабочие места, на них распространяются пра­вила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в лечебной организации.

2.6. По согласованию на базах практики в соответствии с догово­рам назначаются общие руководители базы производственной практики (заместитель главного врача по сестринскому делу, главная или старшая медицинская сестра), несущие ответственность за организацию прове­дения профессиональной практики на соответствующей клинической базе.

2.7.  Форма отчетности обучающихся по практике оговаривается в Рабочей учебной программе соответствующей практики.

2.8.   Форма защиты обучающимся практики и выставление оценок оговаривается в Рабочей учебной программе соответствующей практики.

2.9. От прохождения ПО никто не может быть освобожден. Запрещается направление обучающихся за счет времени ПО на другие ме­роприятия (спортивные, оздоровительные, трудовые лагеря и пр.). При   не прохождении практики, обучающийся по представлению заведующего от­деления и распоряжению директора отчисляется из колледжа.

2.10. Перенос срока практики может быть разрешен отдельным учащимся в исключительных случаях (болезнь, беременность) по согласованию с заведующими отделениями, зам. директора по УПР. Про­пущенные дни (по уважительной или неуважительной причине) отра­батываются без сокращения часов за счет дежурств или в выходные дни или практика продлевается на пропущенные дни.

 

 

 

3.Профессиональная практика (ПП)

3.1.    Профессиональная практика является завер­шающим этапом обучения и проводится после окончания курса теоре­тического и практического обучения, сдачи обучающимися всех экзаменов и зачетов, предусмотренных учебным планом по специальности.

3.2.    Задачами профессиональной практики являются:

–   обобщение знаний и умений и навыков обучающихся по специальности;

– проверка возможностей самостоятельной работы будущего спе­циалиста в условиях конкретного ЛПО.

3.3.   Обучающиеся Медицинского центра «Эмили» при прохождении преддипломной практи­ки в ЛПО обязаны:

–   полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

–   подчиняться действующим в ЛПО правилам внутреннего рас­порядка;

– изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники без­опасности и производственной санитарии;

– нести ответственность за выполнение работы и ее результаты, показывая пример сознательного и добросовестного отношения у труду;

– активно участвовать в общественной и культурно-массовой жизни организации здравоохранения.

3.4.    Местом проведения профессиональной практики являются ба­зовые ЛПО Медицинского центра «Эмили» или другие организации здравоохранения (как, правило по месту будущей работы специалиста), располагающие ква­лифицированными медицинскими кадрами и структурными подразде­лениями, необходимыми для выполнения учебных программ по профессиональной практике.

3.5.    Проведение профессиональной практики возможно в виде монопрофильной стажировки в ЛПО, направивших заявку на потребность в кадрах по определенному профилю и ходатайства о последующем обязательном трудоустройстве выпускника, проходившего данный вид практики.

3.6.    Итоги и анализ профессиональной практики представляют общие и непосредственные методические руководители базовых учреждений здравоохранения (по согласованию) совместно с методическим руково­дителем от Медицинского центра «Эмили».

3.7.    Форма отчетности обучающихся по практике оговаривается в Рабочей учебной программе соответствующей практики.

3.8.   Форма защиты обучающимся практики и выставление оценок оговаривается в Рабочей учебной программе соответствующей практики.

3.9.  Итоговая оценка и характеристика, полученные по результатам преддипломной практики, учитываются при проведении итоговой государственной аттестации.

3.10.  Обучающиеся, не выполнившие программу профессиональной прак­тики, к сдаче итоговой государственной аттестации не допускаются. Лица, получившие оценку «хорошо» за преддипломную практику, теряют пра­во на получение диплома с отличием.

 

  1. Отчетность и оценка результатов производственного обучения и профессиональной практики

4.1.    Форма отчетности обучающихся по производственному обучению и профессиональной практике:

– дневник установленного образца, отражающий основные виды работы по всем клиническим направлениям. Ежедневные записи в дневнике визируются базовым руководителем практики. Дневник яв­ляется обязательным документом, который обучающийся предоставляет на зачет. После окончания практики и сдачи зачета дневники передаются на хранение в архив;

– листок манипуляционной техники по каждой дисциплине, с печатью ЛПО и заверенный зам.главного врача по сестринскому делу. Листок манипуляционной техники яв­ляется обязательным документом, который обучающийся предоставляет на зачет. После окончания практики и сдачи зачета дневники передаются на хранение в архив;

– отчет практиканта, составленный в произвольной форме, отражающий информацию о проделанной работе и собственные выводы, и пожелания по практике. Отчет практиканта яв­ляется обязательным документом, который обучающийся предоставляет на зачет. После окончания практики и сдачи зачета дневники передаются на хранение в архив;

– отчет методического руководителя практики.

4.2.    После завершения ПО или ПП проводится аттестация прак­тических навыков и умений. Аттестация проводится методическим руководителем практики при участии общего руководителя базового ЛПО, заместителя директора по УПР.

4.3.    Итоговая оценка профессиональной практики выставляется на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, выполнения индивидуальных заданий с демонстрацией сестринских технологий, практических навыков и умений в объеме содержания прак­тики при проведении аттестации, характеристики и предварительной оценки руководителя практики от организации.

4.4. При наличии нескольких циклов в программе практики итоговая оценка по профессиональной практике выставляется как средняя арифметическая оценок, выставленных обучающемуся по отдельным циклам, предусмотренным программой. Итоговая оценка «удовлетворительно» выставляется при среднем балле от 3 до 3,75; «хорошо» – при среднем балле от 3,76 до 4,50 и «отлично» – при среднем балле от 4,51 до 5,0.

4.5. Методика оценки практических умений учащихся заключается не в оценке теоретических знаний, а в оценке практических умений и навыков путем воспроизведения алгоритма выполнения различных ви­дов манипуляций, согласно программы практики по утвержденному пе­речню практических умений, поэтапного выполнения самого действия, выписывания рецептов, по записям в дневнике практики, решению ситуационных задач по оказанию неотложной помощи (соответствен­но курсу и циклу практики) и т.д. Зачет проводится с использованием набора необходимого оснащения, инструментов, тренажеров, муляжей, фантомов. Уровень освоения практическими навыками оценивается по пятибальной системе:

– неудовлетворительно « 2» – не в состоянии выполнить ;

– удовлетворительно «3»выполняет практическое умение, но допускает существенные ошибки в методологии выполнения и деталях, не достиг рекомендуемого уровня,

– хорошо «4»- владеет практическим умением в его принци­пиальных основах и на рекомендуемом уровне, но допускает несуще­ственные неточности

– отлично «5» – качественно и в полном объеме владеет практи­ческим умением на рекомендуемом уровне или выше.

4.6. Форма отчетности методических руководителей практики от колледжа — отчет с обязательным включением характеристики и качественного анализа, анализа цифровых показателей; дневники обучающихся; жур­нал практики; экзаменационную ведомость; Учетно-отчетная документация сдается заведующему отделением по формам обучения.

 

  1. Руководство производственным обучением и профессиональной практикой.

Ответственным за организацию практик обучающихся является заместитель дирек­тора по учебно-практической работе.

Организация и проведение производственного обучения и профессиональной практики обеспе­чивается деятельностью заведующих очной и вечерней форм обучения и председателями ЦМК, методическими руководителями от учебного заведения и общими и непосредственными руководителями от базового ЛПО, ко­торые организуют практику в соответствии с требованиями программ и настоящего положения.

5.1.   Заместитель      директора          по      учебно-практической  работе:

– отвечает за организацию практики обучающихся (обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики; обеспе­чивает заключение договоров с учреждениями, организациями, пред­приятиями – базами практик, определяет перечень клинических баз);

– совместно с заведующими отделениями знакомит обучающихся и преподавателей с Положением о практике, функциональными обязанностями подразделений учебного заведения и лечебных учреждений в организации и проведении профессиональной практики.

– участвует в разработке рабочей программы практики и осу­ществляет контроль за реализацией программы практики;

–   совместно с заведующими отделениями готовит проект приказа директора о проведении практики с указанием списочного состава учащихся и групповых руководите­лей, а также сроков и места проведения практики;

– совместно с заведующими отделениями организует проведение установочных и итоговых конференций; выдает учащимся необходимые документы перед началом профессио­нальной практики.

– принимает участие в распределении учащихся по рабочим ме­стам или перемещения их по видам работ;

– контролирует работу методических руководителей и общих и непосредственных руководителей от ЛПО; принимает меры по устранению недостатков в организации производственной практики;

– обеспечивает ЦМК и базовых руководителей методическо-ин­структивными мтериалами по профессиональной практике.

– анализирует и обобщает опыт организации практики, вно­сит предложения по ее совершенствованию;

– совместно с заведующими и председателями ЦМК организу­ет индивидуальное прохождение профессиональной практики, не про­шедшими ее в установленный срок.

–  отчитывается на директоратах, заседаниях педагогического со­вета колледжа, заседаниях методических комиссий об итогах практики.

5.2.   Методический руководитель практики от учебного заведения :

– назначается на каждую учебную группу проходящих производственное обучение и профессиональную практику в ЛПО из числа веду­щих преподавателей соответствующих специальных дисциплин;

– устанавливает связь с руководителями практики от ЛПО и знакомит и обеспечивает их рабочей программой проведения практики;

– основываясь на имеющийся Договор по прохождению практик, лично проводит согласование с главными врачами клинических баз практики сроков прохождения практики и количества обучающихся на базе практики;

– взаимодействует с базовым руководителем практики по вопро­сам организации производственного обучения или профессиональной практики и освоения обучающимися необходимого объема практических умений, обеспечивает базового ру­ководителя методическими материалами по ПО и ПП, знакомит его с требо­ваниями к зачету по ПО и ПП.

– принимает участие в распределении обчающихся по рабочим местам и структурным подразделениям ЛПО;

– методически обеспечивает прохождение практики по своему предмету (особенности оформления дневника ПП, объем записей, пере­чень и уровень освоения практических умений, соотношение уровня освоения практическими навыками – (иметь представление, понимать, знать, уметь, владеть,).

–  знакомит обучающихся с требованиями к зачету по своему предмету.

–  лично консультирует обучающихся во время прохождения ПО и ПП по сложным и неясным вопросам;

–  осуществляют контроль за правильностью использования обучающихся в ЛПО в период практики;

– осуществляет контроль за выполнением на местах программ практики, оказание практической помощи общим и непосредственным руководителям практики в ее организации и проведении;

– совместно с общими и непосредственными руководителями практик оценивает результаты выполнения практикантами программы практики, проведение аттестации их практических умений и навыков; организует защиту манипуляционных листов и отчетов по практике.

– несет ответственность за обеспечение своевременного пер­вичного инструктажа по технике безопасности и проведение инструк­тажа на рабочем месте;

– представляет в администрацию сведения об обучающихся, на­рушивших учебную дисциплину и правила внутреннего распорядка в ЛПО.

– представляет заместителю директора учетно-отчетную доку­ментацию о прохождении практики (журнал, отчет, дневники обучающихся, экзаменационную ведомость,)

 

5.3.   Обший руководитель профессиональной практики от базового ЛПО

 (по согласованию): – возлагается на одного из ведущих специалистов (главную медсестру, зав. отделением и др.).

– распределяет прибывших практикантов по рабочим местам в соответствии с графиком прохождения практики, составляет график пе­ремещения учащихся по отдельным функциональным подразделениям

– знакомит обучающихся с задачами, структурой, функциями и правилами внутреннего распорядка в ЛПО

– проводит инструктаж по технике безопасности, знакомит обучающихся с организацией работы на конкретном рабочем месте, с оборудованием, техническими средствами, их эксплуатацией и др.; обеспечивает соблюдение трудового законодательства и правил техники безопасности;

– создает необходимые условия для освоения обучающимися в полном объеме практических навыков, манипуляций, предусмотренных программой практики;

–  контролирует работу непосредственных руководителей практики;

– осуществляет постоянный контроль за производственной ра­ботой обучающихся, помогает им правильно выполнить работу, предусмотренную программой практики;

– утверждает манипуляционные листы практикантов, скрепляя их своей подписью и печатью

–  проводит собрания с обучающимися и непосредственными руко­водителями для выяснения хода практики в отделениях и устранения выявленных недостатков, привлекает их в общественную жизнь ЛПО;

– в случаях нарушения трудовой дисциплины обучающимися, изве­щает администрацию учебного заведения;

– участвует в аттестации по итогам производственного обучения и профессиональной практики.