Утверждено и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан
“1” августа 2014 года
Комплексный план
развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года
1. ВВЕДЕНИЕ
Настоящий Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан (далее – РК) разработан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы. Комплексным планом развития кадровых ресурсов здравоохранения Республики Казахстан на 2013-2016 годы, утвержденным распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 20 декабря 2013 года № 190-р, постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2014 года № 752 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы».
Тенденции развития сестринского дела значительно усиливают роль медсестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медсестра относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской, документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра – сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.
Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.
должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.
текст соответствует оригиналу
Для Казахстана развитие системы сестринского дела означает его развитие на всех уровнях образования, контроль качества образования на уровне международных стандартов, внедрение в практику института специалистов сестринского дела с разными должностными позициями соответственно уровню образования. Наряду с реформированием сестринского образования, предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней.
Настоящая Концепция развития сестринского дела разработана в целях приведения системы сестринского дела в Казахстане к международному уровню в соответствии с потребностями современного здравоохранения для повышения качества, эффективности и безопасности здравоохранения РК.
- ВИДЕНИЕ
В результате совершенствования сестринского дела к 2020 году ожидается:
– Повышение эффективности и результативности использования человеческих и финансовых ресурсов в образовании и практике сестринского дела;
– Достижение соответствия функционирования системы сестринского образования, науки и практики Европейским директивам;
– Реорганизация системы образования по сестринскому делу в соответствии с международными требованиями для подготовки специалистов сестринского дела, компетенции которых конкурентоспособны на рынке труда;
– Обеспечение гибкости системы образования по сестринскому делу, поддерживающей разные ступени карьеры в соответствии с потребностями системы здравоохранения;
– Усиление человеческого и институционального потенциала медицинских колледжей и вузов;
– Утверждение независимой роли специалиста сестринского дела в качестве равноправного партнера врача на всех уровнях системы здравоохранения;
– Признание значительной роли специалистов сестринского дела как основной силы в рамках первичной медико-санитарной помощи и развития самоконтроля пациентов с повышением солидарной ответственности населения за свое здоровье.
- ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Цель: Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения РК путем реформы сестринского дела и создания специалиста сестринского дела новой формации в соответствии с современными вызовами общества и международными требованиями.
Задачи:
1) Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения.
2) Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела.
3) Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела.
4) Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры.
5) Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике.
Сроки реализации: 2014-2020
Задача 1. Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения.
Проблемы:
– Современный уровень развития сестринского дела в мире вырос до такой степени, что медсестры, особенно с высшим и послевузовским образованием, забирают на себя часть функционала, выполняемого в настоящее время в Казахстане врачами. Недооценка роли сестринского персонала в лечебном процессе сводит в настоящее время сестринскую службу большей частью к выполнению технической работы, не требующей серьезной профессиональной подготовки. Это не позволяет в полной мере использовать потенциал как сестринской, так и врачебной профессии.
– В организационной структуре медицинских организаций наблюдается подчинение медсестры врачу, не знающему концепции сестринского ухода (главная медсестра подчиняется главному врачу, старшие медсестры подчиняются врачам – заведующим отделениями).
– Главная медицинская сестра (заместитель главного врача по сестринскому делу) относится к должностям руководителей согласно номенклатуре должностей работников здравоохранения. Однако согласно квалификационным характеристикам главная медсестра не обязательно должна быть бакалавром сестринского дела, но и может обладать техническим и профессиональным образованием с высшей или первой категорией, в то время, как в международной практике главные медсестры обычно имеют не только степень бакалавра, но и магистра. В существующей системе оплаты труда Казахстана должность заместителя руководителя по сестринскому делу относится на одну категорию ниже должности заместителя руководителя.
– Старшая медицинская сестра согласно номенклатуре должностей работников здравоохранения не относится к должностям руководителя, а стоит в списке должностей специалистов с техническим и профессиональным образованием, в то время как в мировой практике старшая медсестра относится к должностям руководителей наравне с заведующими отделениями и обладает минимум степенью бакалавра.
– В номенклатуре должностей работников здравоохранения в структуре должностей с высшим медицинским образованием не предусмотрены должности для клинических медсестер с высшим образованием; они не обладают полномочиями и ответственностью за независимое принятие клинических решений по сестринскому уходу и не ведут сестринскую документацию; также нет регистра медсестер с высшим образованием, как это принято в международной практике.
Ожидаемые результаты к 2020 году:
– В медицинских организациях будут созданы системы менеджмента сестринского дела в соответствии с международными стандартами.
– Организационные структуры медицинских организаций будут построены на основе параллельных равноправных структур, в которых главный врач контролирует работу врачей, а главная медсестра контролирует работу всех медсестер с разными уровнями образования, без непосредственного подчинения медсестер врачам. Медсестры и врачи работают равноправно и независимо в рамках своих полномочий, неся коллективную ответственность за деятельность межпрофессиональной команды.
– Медсестры с разными уровнями образования будут занимать все уровни должностей средних медицинских работников системы здравоохранения.
– К должностям руководителя будут относиться главная медсестра и старшая медсестра, которые должны обладать минимум степенью бакалавра сестринского дела и стажем не менее 3 лет. Для работы главной медсестры требуется пройти дополнительное повышение квалификации по менеджменту сестринского дела.
– В номенклатуре должностей работников здравоохранения будет введена новая должность медицинской сестры с высшим сестринским образованием, которая обладает полномочиями и ответственностью за независимое принятие клинических решений по сестринскому уходу по всем этапам сестринского процесса, ведет независимую сестринскую документацию, зарегистрирована в регистре медсестер с высшим образованием.
– Будет повышен уровень образования медсестер, фельдшеров и акушерок после окончания колледжа до уровня прикладного бакалавриата с созданием гибких образовательных траекторий с признанием предшествующего опыта.
– В медицинской организации главная медсестра будет нести ответственность за разработку и внедрение рабочих стандартов сестринского ухода организации, основанных на доказательных сестринских руководствах и/или результатах, полученных в результате проведения прикладного исследования или проекта развития в сестринском деле.
– В организациях уровня ПМСП будет организован индивидуальный прием больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике, а также по приоритетным нозологиям (диабет, астма, артериальная гипертензия и т.д.).
– Главная медсестра и старшие медсестры совместно с главным врачом и заведующими отделений будут планировать зоны функциональной ответственности, осуществляемой в рамках индивидуального приема больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавриата.
– Главная медсестра и старшие медсестры будут направлять медсестер уровня прикладного и академического бакалавриата на прохождение специализированных обучающих программ, необходимых для организации независимого от врача индивидуального приема больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике и по различным нозологиям.
– Главная медсестра и старшие медсестры будут ответственны за официальный допуск и предоставление внутренней лицензии медицинской организации на осуществление разных видов сестринского ухода медицинским сестрам, действующим в рамках данной медицинской организации.
– Врачи будут выполнять только квалифицированную врачебную работу и не занимаются контролем медсестер.
– Работодатели и общество будут готовы к новым ролям и компетенциям медсестер.
Разрабатываемые нормативно-правовые документы:
– Внесение изменений в Номенклатуру должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК от 24 ноября 2009 года № 775) с введением новой должности медсестры с высшим образованием в список должностей специалистов с высшим образованием, отнесением должности старшей медицинской сестры в список должностей руководителей наравне с заведующими клиническим подразделением.
– Внесение изменений в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК от 26 ноября 2009 года № 791) с введением квалификационных характеристик новой должности медсестры с высшим образованием; пересмотр требований к квалификации старших и главных медсестер – быть не выпускниками технического и профессионального образования, а обладать минимум степенью бакалавра сестринского дела к 2020 году.
– Внедрение сестринской документации в медицинских организациях.
– Утверждение профессиональных стандартов медсестер разных уровней.
– Введение регистра специалистов сестринского дела разных уровней (2015).
Индикаторы 2020 года:
– Количество организаций ПМСП, организовавших индивидуальный прием больных медсестрой уровня прикладного бакалавриата – 100.
– Количество главных медсестер с высшим сестринским образованием и дополнительным повышением квалификации по менеджменту сестринского дела – 800.
– Количество старших медсестер с высшим сестринским образованием – 2000.
– Количество медсестер с высшим образованием – 4000.
Задача 2. Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела
Проблемы:
– Подавляющее большинство преподавателей сестринского дела – врачи, а не медсестры. Только 4% преподавателей из всех медицинских колледжей и вузов имеют диплом по сестринскому делу, в то время как в международной практике только медсестры с минимум уровнем бакалавра могут быть преподавателями сестринского дела.
– Клиническая практика, проходящая под руководством ментора (наставника) на клинических базах, составляет не более 10% всей учебной программы, в то время как согласно международным требованиям, такая клиническая практика должна составлять не менее 50% всей образовательной программы.
– Программы университетского бакалавриата не дают достаточного уровня клинической практики.
– Существуют серьезные проблемы взаимодействия с клиническими базами, не отработан эффективный механизм взаимоотношений между студентом, организацией образования и клинической базой.
– Не соблюдается требование обеспечить на каждого студента по 1-2 ментора (наставника), более того, наставники на клинических базах не мотивированы заниматься со студентами и не обладают педагогическими компетенциями.
Ожидаемые результаты к 2020 году:
– Будет разработана образовательная программа прикладного бакалавриата согласно международным стандартам.
– Будут функционировать гибкие траектории прикладного бакалавриата с признанием предшествующего обучения, чтобы обеспечить возможность медсестрам уровня технического и профессионального образования освоить программу прикладного бакалавриата.
– Минимум 6 медицинских колледжей Казахстана будут внедрять образовательные программы прикладного бакалавриата и реорганизованы в Высшие сестринские школы.
– Будут внесены изменения в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское дело» в соответствии с европейскими директивами.
– Для реализации новых образовательных программ по сестринскому делу будет усилен потенциал сотрудников колледжей и вузов, повсеместно будет осуществляться тесное взаимодействие со всеми заинтересованными лицами (власти, работодатели, общество) по новым ролям и профессии медсестер.
– 100% преподавателей сестринского дела в колледжах и вузах пройдут педагогическую подготовку в рамках нового ГСДО «Преподаватель сестринского дела».
– Для преподавателей сестринского дела в колледжах и вузах будут созданы возможности пройти научно-педагогическую магистратуру по специальности «сестринское дело», в образовательной программе которой значительную долю занимает клиническое сестринское дело, доказательная сестринская практика, менеджмент в сестринском деле, наука и педагогика.
– В области сестринского образования будет функционировать эффективная клиническая практика в стационарах, поликлиниках и других рабочих местах с обеспечением механизма функционирования системы наставничества и разделением ответственности между студентом, организацией образования и клинической базой.
– В соответствии с потребностями реформы сестринского дела будут разработаны новые учебники и учебные материалы, современная образовательная среда.
– Отечественные и международные эксперты, вовлеченные в аккредитацию медицинских колледжей и вузов» пройдут обучение вопросам аккредитации в соответствии с руководствами по аккредитации по сестринскому делу.
– Все медицинские вузы и колледжи в РК пройдут аккредитацию, минимум 16 государственных колледжей пройдут сертификацию по системе менеджмента качества и будут функционировать в соответствии с установленными политиками качества.
Разрабатываемые нормативно-правовые документы:
– Образовательная программа прикладного бакалавриата (2014).
– Разработка ГСДО «Преподаватель сестринского дела» (2015).
– Внесение изменений в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское дело» в соответствии с европейскими директивами (2015).
Индикаторы 2020 года:
– Количество колледжей, внедривших программы прикладного бакалавриата и реорганизованных в Высшие сестринские школы – минимум 6.
– Количество государственных колледжей, сертифицированных по системе менеджмента качества – 16.
– Количество экспертов, имеющих образование в области аккредитации организаций образования по сестринскому делу – 5.
– Доля государственных колледжей, прошедших аккредитацию – 100%.
– Количество магистров сестринского дела с научно-педагогической подготовкой – 100.
– Доля преподавателей сестринского дела, прошедших педагогическую подготовку в рамках нового ГСДО «Преподаватель сестринского дела» – 100%.
Задача 3. Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела.
Проблемы:
– Низкий уровень развития науки в сестринском деле. Не проводятся научно-технические программы с исследованиями по сестринскому делу, только 2 работы были опубликованы в журналах базы Scopus казахстанскими исследователями по сестринскому делу за период с 1996 по 2012 годы.
– Реальная сестринская практика на местах, стандарты операциональных процедур по сестринским манипуляциям, процессы разработки и экспертизы стандартов и рекомендаций не основаны на доказательствах и не имеют под собой научной основы. Отсутствуют доказательные сестринские руководства, равно как и эксперты, обладающие компетенциями по разработке и внедрению сестринской практики, основанной на доказательствах.
– Неразвитость научно-исследовательской траектории послевузовского и непрерывного образования; отсутствие обучения в области исследований в сестринском деле, доказательной сестринской практики, проектов развития сестринской службы на основе прикладных сестринских исследований.
Ожидаемые результаты к 2020 году:
– Будет создан Экспертный Комитет по исследованиям в сестринском деле.
– В РК ежегодно будут осуществляться минимум 10 научно-исследовательских проектов по сестринскому делу с суммарным объемом финансирования не менее 20 млн. тенге.
– Минимум 20 публикаций в мировой базе Scopus будут опубликованы казахстанскими исследователями в области сестринского дела.
– Будет основан Национальный журнал по доказательному сестринскому делу, публикующий доказательную сестринскую информацию и результаты исследований в сестринском деле.
– Будет отработана процедура разработки, внедрения, мониторинга исполнения и пересмотра доказательных сестринских руководств.
– В процесс разработки доказательных сестринских руководств будут вовлечены минимум 10 экспертов со специальным образованием по разработке доказательных сестринских руководств.
– Будут опубликованы минимум 10 доказательных сестринских руководств по ПМСП и 30 доказательных сестринских руководств по клинической деятельности.
– В рамках дополнительного образования будет проводиться обучение в рамках ГСДО «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле».
– Будут пересмотрены с учетом международных требований и потребностей реформы сестринского дела образовательные стандарты магистратуры по специальности «Сестринское дело».
Индикаторы 2020 года:
– Сумма финансирования исследований в сестринском деле в год – не менее 20 млн. тенге ежегодно.
– Количество исследовательских проектов по сестринскому делу в год – минимум 10.
– Количество опубликованных статей по сестринскому делу в базе Scopus – минимум 20.
– Количество доказательных сестринских руководств по ПМСП – минимум 10.
– Количество доказательных сестринских руководств по клинической деятельности – минимум 30.
– Количество экспертов со специальным образованием по разработке доказательных сестринских руководств, вовлеченных в процесс разработки руководств – минимум 10.
– Количество медсестер, прошедших обучение по ГСДО «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле» – 30.
Задача 4. Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры.
Проблемы:
– В настоящее время трудоустраиваются 74% медсестер с техническим и профессиональным образованием, но с высшим сестринским образованием трудоустраиваются в соответствии со специальностью и уровнем образования не более 40% университетских бакалавров и не более 70% выпускников магистратуры. Это связано с проблемами с организационной структурой медицинских организаций, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность медсестер, не отвечающими потребностям современной сестринской службы.
– Повсеместно считается, что профессия медсестры не является независимой, а является лишь помощником врача, выполняющим его назначения. Общественное мнение ограничивает карьерный рост медсестер рамками технического и профессионального образования, с недоверием относится к сестринскому бакалавриату и магистратуре.
Ожидаемые результаты к 2020 году:
– Все выпускники прикладного и университетского бакалавриата по сестринскому делу будут трудоустроены в соответствии со своей специальностью и уровнем образования в рамках новых компетенций и ролей медсестер.
– Все выпускники магистратуры по сестринскому делу будут трудоустроены в соответствии со своей специальностью и уровнем образования в рамках новых компетенций и ролей медсестер.
– Хорошее количество абитуриентов с необходимым уровнем будут поступать на образовательные программы сестринского дела разных уровней.
– Минимум 30% населения будут осведомлены о реформе сестринского дела и новом статусе медсестры.
– Минимум 30% работодателей будут удовлетворены новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы.
– Минимум 30% медсестер будут удовлетворены перспективами профессии.
Индикаторы 2020 года:
– Процент трудоустройства выпускников прикладного и академического бакалавриата по сестринскому делу в соответствии с их уровнем образования – 80%.
– Процент трудоустройства магистров сестринского дела в соответствии с их уровнем образования – 80%.
– Уровень осведомленности населения о реформе сестринского дела – минимум 30%.
– Уровень удовлетворенности работодателями новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы – минимум 30%.
– Уровень удовлетворенности медсестер перспективами профессии минимум 30%.
Задача 5. Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике.
Проблемы:
– В настоящее время в Министерстве здравоохранения функционирует созданный 30 декабря 2013 года Координационный Совет по развитию сестринского дела. Но в регионах существуют только единичные региональные Координационные советы по сестринскому делу в отдельных управлениях здравоохранения, отдельные региональные ассоциации медсестер.
– Только в 4 управлениях здравоохранения: Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях введены должности штатного специалиста по сестринскому делу. В остальных управлениях здравоохранения координация работы по сестринскому делу осуществляется внештатными специалистами (в основном директорами государственных медицинских колледжей).
– Отсутствует Национальная ассоциация медицинских сестер Казахстана.
Ожидаемые результаты к 2020 году:
– Во всех территориальных управлениях здравоохранения будут введены штатные специалисты по сестринскому делу и созданы региональные координационные советы по сестринскому делу.
– Будет создана Национальная Ассоциация медсестер Казахстана, объединяющая региональные ассоциации во всех регионах страны, функционирующая в соответствии с нуждами здравоохранения республики, международными концепциями, опытом работы аналогичных организаций за рубежом.
– Республиканский медицинский колледж, как единственный медицинский колледж республиканского значения, будет реорганизован в Республиканскую Высшую Школу Сестринского Дела, будет выступать в качестве координатора реформы сестринского дела и являться центром проведения исследований, предварительного тестирования инноваций и концепций для их внедрения в практику медицинских колледжей, вузов и медицинских организаций Казахстана.
– Работодатели, медсестры и преподаватели сестринского дела будут удовлетворены эффективностью координации реформы сестринской службы минимум на 30%.
Индикаторы 2020 года:
– Обеспеченность территориальных управлений здравоохранения специалистами по сестринскому делу – 100%.
– Количество членов Национальной Ассоциации Медсестер Казахстана – 1000.
– Уровень удовлетворенности эффективностью координации реформы сестринской службы по результатам опроса работодателей, медсестер и преподавателей сестринского дела – 30%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, реализация Комплексного плана развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года позволит достичь значимого повышения эффективности и результативности функционирования службы сестринского дела и системы здравоохранения Республики Казахстан в целом, реализовать цели и задачи, поставленные в Стратегическом плане Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2014-2018 годы.
Приложение
к Комплексному плану развития
сестринского дела в Республике
Казахстан до 2020 года
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДО 2020 ГОДА
Мероприятие | Ответственный исполнитель | Форма завершения | Срок исполнения | |||
Задача 1. Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения | ||||||
1. | Внесение изменений в Номенклатуру должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК № 775 от 24 ноября 2009 года). | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2014-2015 | ||
2. | Внесение изменений в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК № 791 от 26 ноября 2009 года). | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2014-2015 | ||
3. | Внесение изменений в Национальные стандарты аккредитации медицинских организаций. | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2014 | ||
4. | Разработка новых профессиональных стандартов медсестер разных уровней. | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2014-2015 | ||
5. | Внедрение сестринской документации в медицинских организациях. | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2014-2020 | ||
6. | Проведение тренинговых программ для работодателей и медсестер по новым ролям и компетенциям медсестер разного уровня (включая учебные поездки в Европу). | МЗ, ОУЗы, НАМК, РМК | Приказы, отчеты | 2014-2020 | ||
7. | Разработка правил лицензирования/сертификации медсестер разных уровней. | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2015 | ||
8. | Введение регистра специалистов сестринского дела разных уровней. | МЗ, НАМК, РМК, РЦРЗ | Приказ | 2015 | ||
9. | Разработка и внедрение образовательной программы специализации по менеджменту сестринского дела в рамках реформы сестринского дела для главных медсестер. | МЗ, НАМК | Приказ | 2015 | ||
10. | Разработка и внедрение образовательной программы специализации по менеджменту сестринского дела в рамках реформы сестринского дела для старших медсестер. | МЗ, НАМК | Приказ | 2015 | ||
11. | Разработка и внедрение образовательных программ специализации по индивидуальному приему больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике и по приоритетным нозологиям. | МЗ, НАМК, вузы, колледжи | Приказ | 2015 | ||
12. | Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. | МЗ, НАМК, РМК | Аналитическая справка | 2014-2020 | ||
Задача 2. Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела. | ||||||
1. | Разработка и внедрение образовательной программы прикладного бакалавриата. | МЗ, НАМК, пилотные колледжи | Приказ | 2014 | ||
2. | Внесение изменений в образовательную программу магистратуры по специальности «сестринское дело». | МЗ, НАМК, вузы | Приказ | 2014 | ||
3. | Разработка и внедрение нормативного и финансового механизма взаимоотношений между студентом, организацией образования и клинической базой в рамках трехстороннего договора в соответствии с концепцией дуального обучения. | МЗ, ОУЗы, НАМК, РМК | Предложение в МЭРТ | 2014 | ||
4. | Разработка и внедрение системы наставничества в рамках реализации программы прикладного бакалавриата. | МЗ, ОУЗы, НАМК, колледжи | Приказ | 2014 | ||
5. | Разработка и внедрение гибких траекторий освоения прикладного бакалавриата с признанием предшествующего обучения для работающих медсестер. | МЗ, НАМК, пилотные колледжи | Приказ | 2015 | ||
6. | Внесение изменений в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское
дело». |
МЗ, НАМК, вузы | Приказ | 2015 | ||
7. | Разработка и внедрение ГСДО «Преподаватель сестринского дела». | МЗ, НАМК, колледжи, вузы | Приказ | 2015 | ||
8. | Проведение обучающих мастер-классов и семинаров в области клинического сестринского дела в соответствии с потребностями реформы сестринского дела. | МЗ, ОУЗы, НАМК, колледжи, вузы | Приказы, отчеты | 2014-2020 | ||
9. | Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по сестринскому делу и образованию за рубежом (в том числе по программе Болашак). | МЗ, ОУЗы, НАМК, колледжи, вузы | Приказы | 2014-2020 | ||
10. | Разработка новых учебников, пособий и учебных материалов для поддержки реформы сестринского образования. | МЗ, колледжи, вузы | Материалы | 2014-2020 | ||
11. | Обеспечение учебными ресурсами в соответствии с новыми образовательными программами. | МЗ, ОУЗы, колледжи, вузы | Приказы | 2014-2020 | ||
12. | Обеспечение возможности пройти программу магистратуры и получить степень магистра по сестринскому делу для преподавателей медицинских колледжей и вузов с медицинским образованием (в том числе через Болашак, зарубежные программы магистратуры, дуальные дипломы). | МЗ, ОУЗы, колледжи, вузы | Приказы | 2015-2020 | ||
13. | Обеспечение дистанционными образовательными программами и обучающей среды онлайн. | Колледжи, вузы | Программы | 2014-2020 | ||
14. | Обеспечение механизма целевого финансирования проектов развития колледжей и Высших сестринских школ в соответствии с приоритетами развития здравоохранения РК. | МЗ, ОУЗы | Приказы | 2014-2020 | ||
15. | Разработка методики и внедрение системы ранжирования медицинских колледжей для определения их ресурсов для осуществления прикладного бакалавриата. | МЗ, РМК | Методические рекомендации, приказы | 2015 | ||
16. | Реорганизация колледжей, осуществляющих программы прикладного бакалавриата с повышением их статуса до Высшей сестринской школы. | МЗ, ОУЗы | Постановление | 2015 | ||
17. | Подготовка отечественных экспертов в области аккредитации медицинских колледжей и вузов в области сестринского дела. | МЗ, ОУЗы, РМК | Приказы | 2015 | ||
18. | Прохождение сертификации по системе менеджмента качества всеми медицинскими колледжами. | колледжи | Свидетельство | 2014-2020 | ||
19. | Прохождение аккредитации всеми медицинскими колледжами. | колледжи | Свидетельство | 2014-2020 | ||
20. | Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. | МЗ, НАМК, РМК | Аналитическая справка | 2014-2020 | ||
Задача 3. Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела. | ||||||
1. | Создание Экспертного Комитета по исследованиям в сестринском деле для поддержки и обеспечения качества исследований в сестринском деле. | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2015 | ||
2. | Разработка и внедрение ГСДО «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле». | МЗ, НАМК, колледжи, вузы | Приказ | 2015 | ||
3. | Основание Национального журнала по доказательному сестринскому делу для публикации только доказательных научных статей (в состав редакционной коллегии привлечь зарубежных экспертов). | МЗ, НАМК, РМК | Приказ | 2015 | ||
4. | Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по исследованиям в сестринском деле и публикациям в международных рецензируемых журналах (в том числе по программе Болашак). | МЗ, ОУЗы, НАМК, вузы, колледжи | Приказы, тренинги | 2015-2020 | ||
5. | Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по разработке доказательных сестринских руководств (в том числе по программе Болашак). | МЗ, ОУЗы, НАМК, вузы, колледжи | Приказы, тренинги | 2015-2020 | ||
6. | Обеспечение финансирования исследований в сестринском деле и проектов развития доказательной сестринской практики. | МЗ, НАМК, вузы, колледжи | Приказ | 2015-2020 | ||
7. | Обеспечение условий для разработки, внедрения, мониторинга исполнения и пересмотра доказательных сестринских руководств (комитет, экспертные группы, образовательные программы для экспертов, процедуры ревизии руководств, электронная база данных или онлайн-портал для доказательных сестринских руководств). | МЗ, НАМК, РМК, РЦРЗ | Приказ | 2015-2020 | ||
8. | Разработка национальных доказательных сестринских руководств, протоколов, стандартов деятельности медсестер разных уровней. | МЗ, НАМК, РМК, РЦРЗ | Приказы | 2015-2020 | ||
9. | Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. | МЗ, НАМК, РМК | Аналитическая справка | 2014-2020 | ||
Задача 4. Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры. | ||||||
1. | Анализ трудоустройства и обеспечение потребностей по востребованности медсестер разного уровня. | МЗ, ОУЗы, НАМК | Аналитическая справка | 2014-2020 | ||
2. | Разработка и осуществление PR и маркетинговых мероприятий, направленных на население и абитуриентов для повышения имиджа новой роли медсестры. | МЗ, ОУЗы, НАМК, вузы, колледжи | Отчет | 2014-2020 | ||
3. | Проведение ежегодного опроса общественного мнения среди населения об уровне осведомленности о реформе сестринского дела и новом статусе медсестры. | НАМК, РМК | Отчет | 2014-2020 | ||
4. | Проведение ежегодного опроса среди работодателей об уровне удовлетворенности новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы. | НАМК, РМК | Отчет | 2014-2020 | ||
5. | Проведение ежегодного опроса медсестер об уровне удовлетворенности перспективами профессии. | НАМК, РМК | Отчет | 2014-2020 | ||
6. | Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи икоррекция плана мероприятий на следующий год. | МЗ, НАМК, РМК | Аналитическая справка | 2014-2020 | ||
Задача 5. Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике. | ||||||
1. | Создание Национальной Ассоциации медсестер Казахстана (НАМК). | РМК | Учредительные документы | 2014 | ||
2. | Включение в штатное расписание территориальных управлений здравоохранения специалистов по сестринскому делу. | МЗ, ОУЗ | Приказ | 2014-2015 | ||
3. | Создание Координационных советов по развитию сестринского дела во всех регионах Казахстана. | МЗ, ОУЗ | Приказ | 2014-2015 | ||
4. | Наделение Республиканского медицинского колледжа полномочиями по координации реформы сестринского дела. | МЗ | Приказ | 2015 | ||
5. | Проведение ежегодного опроса работодателей, медсестер и преподавателей сестринского дела об уровне эффективности координации реформы сестринской службы. | МЗ, НАМК, РМК | Отчет | 2014-2020 | ||
6. | Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год. | МЗ, НАМК, РМК | Аналитическая справка | 2014-2020 | ||
Использованные сокращения:
МЗ – Министерство здравоохранения
НАМК – Национальная ассоциация медсестер Казахстана
РМК – Республиканский медицинский колледж
РЦРЗ – Республиканский центр развития здравоохранения
ОУЗ – областные управления здравоохранения